Акция «Наша жизнь – в наших руках!»
С 1 по 25 октября 2019 года в Гаврилов – Ямском муниципальном районе будет проходить акция «Наша жизнь – в наших руках!». Акция проводится в целях популяризации здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения среди несовершеннолетних, привлечения внимания к проблеме потребления несовершеннолетними психоактивных веществ.
Здоровье – это залог жизненного успеха, и важно начать заботиться о себе с молодого возраста. Здоровый человек более активен, а отменное здоровье влияет на достижение успеха, на отношения с другими людьми, формирует чувство уверенности в себе, самоуважения и собственного достоинства.
Профилактика – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
Профилактика аддиктивного поведения – одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.
Аддиктивное поведение (пагубная привычка) – одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера.
Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение.
Алкоголизм – хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления напитками. При алкоголизме могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).
Наркомания – болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настойчивой потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.
Токсикомания – заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.
Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость разделяется на психическую и физическую.
Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в систему его жизнедеятельности. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия, заявляющий о себе соматическими, неврологическими расстройствами.
Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных условиях своей позитивной социальной роли соответствующей его возможностям.
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую сторону».
Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматривается ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, вызывать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации.
Описанное стремление принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишая воли к сопротивлению аддикции. Стремление к психофизиологическому комфорту, желание постоянно находиться в активном тонусе, не испытывая отрицательных эмоций и приводит человека к состоянию аддикции, то есть зависимости.
Такое отклонение в поведении подростка может иметь ряд причин:
— стойкие неприятности в учебе;
— межличностные конфликты с близкими людьми, в том числе с родителями;
— паническое настроение вследствие получения угрожающей информации;
— разрушение привычных стереотипов жизни (смена места жительства, обучения; изменения в семье);
— необходимость принятия ответственных решений;
— ошибки воспитания;
— прагматическая ориентация окружающих на достижение успеха любой ценой, с использованием принципа «цель оправдывает средства».
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику аддиктивного поведения. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например с подростками, имеющими, выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такого в настоящее время. Третичная профилактика аддиктивного поведения направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Данный вид профилактики служит основным для предотвращения повторного рецидива зависимости.
В соответствии со спецификой аддиктивного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:
— комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
— адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
— массовость (приоритет групповых форм работы);
— личная заинтересованность и ответственность участников;
— устремленность в будущее (оценка последствий поведения, планирование будущего без аддиктивного поведения).
ГУЗ ЯО Гаврилов – Ямская ЦРБ